Мифы и реальности занятости ниш

Добро пожаловать! Рекомендую скачать Бесплатный Видео-Курс "Как Сделать Правильный Продающий Сайт"

В одной из последних заметок Максима Спиридонова "Все ли ниши в Рунете заняты?" в очередной раз был поднят вопрос о занятости ниш в Рунете. Заметка совсем небольшая и является своего рода приглашением к дискуссии. Потому и собрала уже немало комментариев.

Поскольку тема выбора ниши является одной из самых частых проблем, особенно для технарей, в этой заметке хочу дать свой "ответ Чемберлену", а для начала цитата статьи Спиридонова (почти целиком – она небольшая):

Пришло письмо:

Здравствуйте, Максим! У меня к вам есть небольшой вопрос.
У меня складывается ощущение что рынок интернет проектов перенасыщен. Проекты есть на любой чих пользователя. Даже более. Функционал и возможности проектов далеко впереди реальных потребностей пользователей. Какая-то неестественная гонка за аудиторию.

Не кажется ли вам что ниши заняты? И делать успешные истории успехов подобные тем, что мы знаем, уже нереально?

Я ответил в духе: "…ну, о чем вы говорите, какое заняты, когда всё только начинается. Отрасль еще в процессе становления, самое интересное впереди…".

А может у кого-то есть иное мнение на этот счет?

Теперь по-сути.

Сначала о письме. Не уверен точно, но очень похоже, что его автор типичный технарь или даже программист.

Мне доводилось немало работать с технарями и программистами в том числе.

Ну кто ещё может высказаться в духе "Функционал и возможности проектов далеко впереди реальных потребностей пользователей"?

И дело здесь не в "мудрёности" фраз, а в самом подходе к продукту, который должен предлагаться некоей рыночной нише. Но, давайте вернёмся к этому позже, а пока отметим ответное высказывание Максима о том, что "Отрасль еще в процессе становления".

А теперь попробуем внести ясность.

Для начала о тех самых потенциальных пользователях, для которых вроде бы и создаются продукты, в том числе и в виде Интернет-проектов.

Если говорить о нише, то, вероятно, стоит понимать, что это некое объединение людей (или пользователей по определению автора письма). И объединяются эти люди на основании некоторых общих для всех них признаков.

Когда на тренингах и семинарах я спрашиваю аудиторию, что является самым мощным признаком, чётко позволяющим объединить людей в Целевую Аудиторию для какого-то продукта или по-другому в нишу, то обычно первые версии, которые слышу в ответ – это:

  • возраст;
  • пол;
  • место проживания;
  • социальный статус;
  • и т.д.

Если бы это было так, то очень сложно было бы объяснить существование ниш (рынков), участники которых самых разных возрастов, социальных статусов и мест проживания. Примеры: филателисты, собаководы, садоводы и т.д.

После этого аргумента аудитория обычно даёт версию сходства увлечений, и… опять мимо :)

Иначе сходством каких увлечений можно назвать пристрастие людей к просиживанию в социальных сетях?

Так вот:

Главным признаком объединяющим людей в нишу является не что иное, как общность их желаний

И, заметьте, никаких не потребностей, а именно желаний. Потребностей-то у людей (да ещё "реальных" по словам автора письма) гораздо меньше, чем возможных желаний…

После этого всё встаёт на свои места, и варианты ниш приобретают вполне видимые очертания:

  • филателисты – желание обладать самой полной коллекцией;
  • собаководы – желание иметь собаку определённой породы и побеждать в выставках;
  • любители социальных сетей – желание общения (возможно, к слову, от недостатка этого самого общения в офф-лайне)
  • и т.д.

Спектр возможных желаний людей огромен. Под реализацию многих из них уже существуют рыночные ниши, в том числе и в Интернете.

И даже при всём этом возможно появление или развитие уже существующих ниш в сторону, как вы думаете чего?

Разумеется в сторону облегчения осуществления этих самых желаний, когда желаемый результат можно получить, например:

  • проще;
  • быстрее;
  • дешевле.

А многое из желаемого без Интернета и вообще было бы недоступно большинству…

Кстати, об Интернете. При всей уникальности этой всемирной сети, как явления, она является средой со своим набором инструментов. И, если всё те же люди со схожими желаниями (представители ниши) пользуются Интернетом, и им это удобно, то есть все шансы успешно развивать любые проекты под эту нишу.

Таким образом,

Алгоритм создания успешного Интернет-проекта под нишу простой:

  1. найти желания (не потребности, а именно желания!) достаточно большой группы людей, уверенно пользующихся Интернетом;
  2. придумать способ (технологию), как дать им желаемое, используя скорость и мощь Интернет-технологий;
  3. если подобные проекты уже существуют, найти как сделать это проще, быстрее, дешевле;
  4. запустить и поддерживать, желательно с окупаемостью или прибылью от благодарных пользователей.

Чем больше людей с похожими желаниями в Интернете, чем сильнее эти желания, и чем проще, быстрее, дешевле их будет осуществить с помощью предложенного решения, тем успешнее (и прибыльнее) будет проект.

Именно поэтому успешны социальные сети и сервисы типа YouTube, помогающие общаться, обмениваться новостями, фотографиями, видео – круг их пользователей огромен и постоянно растёт.

А если взять огромное количество пока ещё полностью офф-лайновых бизнесов со своими клиентами и добавить к ним всё ту же мощь и скорость Интернет-технологий, то простор для появления новых Интернет-проектов просто безграничен.

Причём такой подход запросто может многократно увеличить прибыль существующего офф-лайн бизнеса. Именно так произошло в одном из моих проектов с использованием Инфо-Маркетинга для развития офф-лайнового бизнеса "Школа Плотников", о котором я рассказывал на ИнфоКонференции-2009.

Видимо, и это в том числе имел в виду Максим Спиридонов, говоря об Интернет-проектах, как об "отрасли… в процессе становления", у которой ещё "самое интересное впереди".

И не нужно никакой "гонки за аудиторией", о которой говорил автор письма. Аудитории уже есть столько, что хватит на много лет вперёд. Осталось найти эти самые аудитории (алгоритм выше) и дать им то, что они хотят.

К слову, "технарский" подход прямо противоположный – найти кого-то, кому можно предложить вновь придуманную "гениальную" идею типа YouTube или FaceBook №2… Ничего хорошего не выйдет, если только вы не сможете:

  • обеспечить то-же самое быстрее, проще, дешевле, удобнее уже существующего решения или
  • дать этим уже существующим решениям новые уникальные дополнения, желанные для их пользователей.

Именно потому для технарей ниши будут всегда заняты :)

Невозможно, да и не нужно делать второй YouTube или FaceBook – как минимум, это будет нерентабельно. Как и не нужно придумывать сверх-технологичные Интернет-устройства типа противоугонки для лопаты, чтобы потом мучиться в поисках покупателей и сокрушаться о пресловутой занятости ниш…

Начните с поиска вариантов реализации уже существующих желаний – в этом, кстати, и Интернет вам в помощь ;)

Желаю удачи всем, не боящимся дефицита ниш в Интернете, которого нет и быть не может, как нет предела человеческим желаниям и всё растущим технологическим возможностям!

Вопросы, замечания, пожелания в комментариях приветствуются!

Эта статья написана в рамках конкурса для блогеров «Ответь Спиридонову — выиграй MacBook!», проводимого блогом Spiridonov.ru. Конкурс проводится с 6 по 27 декабря. Призы — Macbook Pro, iPhone4, iPad, Samsung Galaxy S, HTC Desire.

Megaplan.ruWishop.ruAmiro.ruAvaisales.ruKuponator.ru

Спонсоры конкурса: сервис управления проектами «Мегаплан», магазин желаний Wishop.ru, компания Amiro.CMS, сервис авиабилетов Aviasales.ru, агрегатор скидок Kuponator.ru

Вы можите оставить комментарий, или поставить trackback со своего сайта.

5 комментариев к “Мифы и реальности занятости ниш”

  1. [...] Мифы и реальности занятости ниш — размышления Михаила Тришина о том, почему он считает, что Интернету не грозит дефицит ниш и их заполненность. [...]

  2. Николай пишет:

    Получается, что для технарей совсем нет доступных ниш? Как же им изменится и увидеть новые ниши?

  3. Kirill пишет:

    Абсолютно согласен с автором относительно переноса оффлайновых бизнесов в интернет – поле просто огромное. Да и в принципе. Интернет мало зависит от географии, а даже в оффлайне в любом месте найдется поле для нового фида деятельности. Весь вопрос в том что вы хотите – стать мультимиллионером или просто зарабатывать себе на хлеб с маслом и икрой.

  4. Михаил Тришин пишет:

    Николай, для технарей ниш не меньше, чем для всех остальных.

    Всё дело в угле зрения, под которым смотрят на мир. Его нужно изменить.

    Не “вот у меня есть гениальная идея, как сделать второй FaceBook только для РуНета, и кому бы это продать” – так не пойдёт, “В контакте” и “Одноклассники” уже “закрыли” эту тему. А менее масштабных проектов “почему-то” не видно…

    А лучше сначала найти: “так вот что хочет немалое количество людей, и, пожалуй, я смог бы им в этом помочь…” и реализовать своё решение, то есть довести до конца = до работающего веб-сайта, например (это тоже не у всех получается).

    Вариантов помочь людям сэкономить силы, время, деньги и/или получить желаемое более удобным способом, не выходя из дома, через Интернет – масса.

    Простой пример для иллюстрации – недавно прислали ссылку – “Электронный бухгалтер”. Это сайт и веб-сервис, на котором можно пошагово с простыми подсказками пройти всю процедуру сдачи отчетности и уплаты налогов и взносов в бюджет + вспомогательные сервисы.

    Экономит деньги? – да, в простом бизнесе на упрощенке не нужно бухгалтера.
    Экономит время? – ещё как!
    Удобно? – конечно, всё, что нужно – компьютер, подключённый к Интернет.
    Много ли потенциальных “интернетизированных” клиентов-пользователей – очень много…

    Не знаю, насколько успешен этот сервис, но почему-то кажется, что должен быть вполне востребован. Ссылку не даю, чтобы не сочли рекламой, а при желании поиском найти просто.

  5. [...] Тришин в своей заметке высказал небезынтересную точку зрения на дефицит ниш в Рунете, объяснив, почему это в [...]

Оставить Ответ